|
|
В Х!Х веке Нарва утрачивает свое положение города крепости и морской гавани и начинает приобретать новые черты, превращаясь в сугубо промышленный город. На местной энергетической базе и привозном сырье здесь возникают крупные капиталистические фабрики и заводы. Самое старое предприятие - суконная фабрика. А.Штиглица возникла в 1820 году, она явилась первым предприятием города. Построил ее гамбургский купец Пауль Момма. В 1845 году фабрика перешла во владение нарвского купца А. Штиглица и подверглась коренной перестройке. Перед первой мировой войной на ней работало 1600 человек. В 1851 году А.Штиглиц приступил к строительству второго текстильного прердриятия - льнопрядильной мануфактуры. Несмотря на название , это промышленное заведение имело полный производственный цикл, обьединявший прядильное, ткацкое. отбельное, отделочное, красильное и швейное отделения, а также газовый завод и ремонтные мастерские. в 1913 году количество рабочих достигало 2500 человек. в 1875 - 1899 гг. на острове Кренгольм (что значит "Вороний остров") построили хлопчатобумажное предприятие, получившее название Кренгольмская мануфактура. На Кренгольмской мануфактуре работала одна из старейших электростанций мощностью 198 киловат. |
Промышленность
Наряду с текстильной
промышленностью в Нарве
развивались, машиностроение,
производство строительных
материалов, химическая,
деревообрабатывающая и
пищевая промышленность. В
городе работало четыре ...кирпичных и
нескольно машиностроительных ...и лесопильных
заводов, канатное
производство, ...фабрика
спичечной соломки, два
спирто-водоч- ...ных
и два пивоваренных завода.
Среди них выделялись самые
большие в Эстонии
машиностроительный и
лесопильный заводы. На
внутреннем рынке славился
также нарвский кирпич. По
данным на начало 1906 года в
Нарве вместе с форштадтами и
фадрично-заводскими поселками
проживало 46261 человек. В силу
своего расположения Нарвы на
этнической границе, город
формировался из эстонцев,
русских, ижор и финнов, т.е. с
самого начала это
интернациональный город. На
промышленных предрпиятиях
также работали белорусы,
украинцы, немцы, шведы,
англичане. О своей работе в
Нарве Д.Александров писал: "С
11 лет я из Финляндии попал на
Кренгольмскую мануфактуру ,
близ Нарвы, где сам превратился
в машину, тек как должен был
работать по 14 часов".
Ужасную картину рисует в своей
книге В.Герасимов тоже 11 лет
работавший на Кренгольмской
мануфактуре: "На работу
нас поднимали в 4 часа утра. И
это адский труд продолжался до
8 часов вечера." Бедственное
положение нарвских рабочих
отразил в своем стихотворении
"Ткачи" местный поэт
Л.Андруссон: На рисуноке: Вид на Нарву и Ивангород с севера. С гравюры Ставенхагена, 60-е годы Х!Х века. |
||
И жарко и
душно. Не жизнь это - ад. В грудь молотом сердце стучит, Машины грохочут, стучат и гремят. Ткут руки: работа кипит.... На волю, на волю из душной тюрьмы, Из этого ада труда! Машины стучат: "никогда, никогда!.." Здесь вечные узники мы... Бесплодные думы, пустые мечты. Сырые подвалы, нужда, Да холод, да голод - позор нищеты, Вот плата за муки труда... Л. Андруссон..................................... |
|