Город
на границе
Пограничное
положение Нарвы самая
характерная черта ее прошлого
и настоящего. Здесь, на берегах
бурной реки, стремительно
несущей свои воды из Чудского
озера в Балтийское море, уже в
эпоху средневековья пролегал
исторический рубеж,
разделяющий две цивилизации
католической европейский
Запад и православный
славянский Восток. Однако
граница не только линия
раздела, но и место встречи,
взаимного влияния,
взаимопроникновения двух
культурных миров. В Нарве история как бы материализовалась в редком по красоте и драматизму, цельном в своей противоположности архитектурном ансамбле, подобного которому больше нет нигде в Европе: на двух противоположных берегах реки в непосредственной близости друг от друга (на расстоянии полета стрелы или мушкетного выстрела) высятся два каменных исполина замок рыцарей немецкого ордена и русская Ивангородская крепость. Полностью противоположные по архитектурной стилистике, они однако, образуют целый ансамль. "Интенсивное напряжение все еще царит между крепостями, которые стерегут друг друга по обоим берегам реки, которые теперь спорят только архитектурно, но когда-то укреплялись, исходя из вполне реальных причин... в мощной антитезе Запада, востока все еще лежит над Нарвой волшебный отблеск героических дел и исторических судеб, и едва ли он когда-либо может исчезнуть". Так более полувека писал историк нарвской архитектуры швед Стен Карлинг. А еще ранее, около столетия назад, русский литератор, автор подробного описания достопримечательностей Восточной Балтии Случевский утверждал: "Надо быть совершенно несправедливым, чтобы не признать, что Нарва.... один из красивейших городов наших... В ней есть что посмотреть, есть о чем вспомнить, есть чему поучится". Эти слова справедливы и сегодня. |