|
Практически любой
владелец СВ радиостанции
приходит со временем к
необходимости установки
хорошей стационарной
антенны. Однако, в
городских условиях это
оказывается не всегда
просто, т.к. приходится
решать как минимум три
проблемы : юридическую ( в
плане санкционирования и
получения доступа на крышу
), механическую (
обеспечение необходимой
ветроустойчивости) и
антивандальную ( борьба за
сохранность и исправность
антенны и кабеля ).
Очевидно, что в ряде
случаев этих трудностей
можно избежать, если
отказаться от антенны на
крыше и использовать
варианты балконных или
даже подоконниковых
антенн. Разумеется, их
эффективность в
значительной степени
зависит от высоты подвески
над уровнем земли , однако
при грамотном построении
можно добиться неплохих
результатов и получить
антенну с весьма хорошими
параметрами, способную
неплохо работать даже на
уровне второго этажа.
Следует отметить, что в
данном случае речь идет не
о балконных антеннах
класса "BOOMERANG",
которые не получили
широкого распространения
из-за своих невысоких
параметров ( полоса по
уровню КСВ =2.0 не более 30 ...
35 каналов, минимальное
значение КСВ очень трудно
опустить ниже 1.3 ), а также
некоторых конструктивных
недостатков - слабого узла
крепления и сравнительно
большой длине штыря (его
верхняя часть практически
заглядывает в окно соседа
сверху). Вниманию
читателей предлагается
описание несложной
антенны, которая легко
монтируется на
подокониике, балконе и т.п.
и обладает сравнительно
неплохими параметрами. В
ее основу положена идея
обычного автомобильной
антенны - укороченного
штыря с удлиняющей
катушкой и
автотрансформаторным
согласующим устройством.
Существует
распространенное мнение,
что автомобильные антенны
с магнитным креплением
невозможно настроить без
солидного противовеса,
которым является корпус
автомашины. На самом деле
это не так. Трудности, как
правило, связаны с тем, что
резонансная частота
антенны при уменьшении
противовеса смещается
вверх и выходит за пределы
СВ диапазона. При этом за
счет большого
рассогласования начинает
излучать и антенный
кабель, что крайне
затрудняет проведение
измерений и приводит к
противоречивым
результатам при попытках
настройки всей системы. Не
трудно убедиться, что,
поместив антенну на
подоконник и удлинив ее
каким- либо образом на 25-30
см., можно добиться
смещения резонанса
обратно, однако
минимальное значение КСВ
при этом скорее всего
окажется неприятно
высоким. Действительно,
более длинная антенна
имеет более высокое
входное сопротивление и
для нее требуется
дополнительное
согласование с подводящим
кабелем.
Таким образом, существует
возможность использования
стандартной автомобильной
антенны в качестве
стационарной. Необходимые
переделки при этом
сводятся к удлинению штыря
( в простейшем случае с
помощью обычного
"крокодила" и куска
упругой проволоки ) и
увеличению на 0.5 ... 1.5 витка
нижней части согласующего
автотрансформатора. Для
точной настройки антенны
можно воспользоваться
методикой, приведенной
ниже.
В тоже время подобный путь
вряд ли может быть признан
целесообразным. Во-первых,
жалко портить хорошую вещь
и, во-вторых, не все антенны
удается безболезненно
разобрать для получения
доступа к согласующему
устройству. Поэтому ниже
приводится описание
конструкции простой
самодельной антенны, не
содержащей каких либо
дорогостоящих узлов и
допускающей известные
отклонения в размерах
неосновных деталей.
Конструкция антенны с
указанием основных
размеров показана на
рисунках 1 и 2. Как видно из
рисунков, антенна состоит
из следующих блоков:
составного штыря ( 1,2 ),
блока противовесов ( 3,4 ) ,
согласующего устройства ( 9
) и штанги с элементами
крепления ( 5,6,7,8 ,10).
Рис. 1.
Конструкция антенны - вид
сбоку .
Составной
штырь представляет собой
металлическую трубку 2
диаметром 7 ... 9 мм ( лучше из
меди или дюраля ), в которую
вставлена стальная
проволока диаметром 2.5 ... 4
мм. Такая конструкция
позволяет получить
высокую механическую
прочность и при
необходимости легко
изменять длину антенны.
Блок
противовесов выполнен из
фольгированного
стеклотекстолита (
толщиной 3 .. 4 мм ) в виде
круга 4, к которому
припаяны проволочные лучи
3. Для их изготовления
может быть использована
медная проволока
диаметром 2 .. 3 мм.
Для
крепления антенны
использована Т-образная
штанга (6,7), изготовленная
из трех металлических
уголков, свинченных
винтами. Уголок 7 служит
для крепления штанги к
нижней доске оконной рамы.
Блок противовесов
привинчивается к штанге
через втулки 8 длинными
винтами или шпильками 5.
Для придания большей
жесткости всей
конструкции желательно
раскрепить антенный штырь
деревянными рейками 10, как
это показано на рис . 1.
Более
подробно следует
остановиться на
конструкции согласующего
устройства, которая
показана на рисунке 3. На
центральный изолятор (
текстолит, эбонит, и т.п.)
диаметром 18 ... 22 мм
намотаны катушки
автотрансформатора . По
его оси вставлены две
резьбовые шпильки, которые
фиксируются латунными
винтами, служащими
одновременно площадками
для подпайки проводов и
антенного кабеля. На
верхнюю шпильку либо
непосредственно, либо
через резьбовую втулку
навинчивается штырь
антенны, а посредством
нижней шпильки
согласующее устройство
привинчивается к блоку
противовесов. Желательно
закрыть согласующее
устройство сверху каким
либо непроводящим кожухом-
например, пластмассовым
стаканом подходящих
размеров.
Рис. 2.
Конструкция антенны - вид
сверху.
Для
катушек
автотрансформатора
следует использовать
медную проволоку
диаметром d не менее 1.5 мм.
Место подпайки
центральной жилы кабеля
может изменяться для
каждой конкретной антенны,
поэтому следует зачистить
изоляцию в нескольких
точках. При сборке антенны
следует обратить особое
внимание на надежность
всех электрических
контактов и на их
влагостойкость.
Рис.
3. Согласующее устройство.
В
следующей таблице
приведены конструктивные
параметры согласующего
устройства, обеспечивщие
точную настройку
описываемой антенны:
D |
d |
Nсв |
Nудл |
19 |
1.8 |
3.5 |
8.5 |
Настройка
антенны проводится в два
этапа. Первый из них
является тренировочным и
может происходить
непосредственно в комнате.
В домах с железобетонными
перекрытиями антенну
следует приподнять над
полом на высоту в 30 ... 40 см.
для уменьшения влияния
арматуры на свойства
противовеса. При этом
желательно , чтобы верхний
конец штыря находился как
можно дальше от сетевых
проводов и стен комнаты.
Собственно настройка
антенны заключается в
изменении длины штыря и
измерении ее КСВ в
максимально широкой
полосе частот. Здесь не
следует лениться и
ограничиваться
двумя-тремя измерениями,
т.к. на этом этапе важны не
абсолютные значения КСВ, а
выяснение тенденции их
изменения в полосе частот.
Желательно записывать
полученные данные, потому,
что разница в значениях
может оказаться очень
небольшой. Цель этих
измерений заключается в
поиске резонанса и
смещении его в середину
желаемой сетки частот
посредством изменения
длины штыря. Следует
помнить, что уменьшение
величины КСВ с ростом
частоты (в направлении
сетки F) требует удлинения
штыря и, наоборот. При
благополучном исходе этой
операции нужно подбором
точки присоединения
антенного кабеля к
автотрансформатору
согласующего устройства
добиться минимального
значения КСВ при
резонансе. Дополнительным
признаком успешной
настройки является
стабильность значений КСВ
при различном положении
кабеля и касании руками
корпусов радиостанции и
КСВ-метра.
Следует учитывать, что при
установке антенны за окно
ее параметры обязательно
изменятся. Поэтому еще на
первом этапе желательно
предусмотреть возможность
подстройки согласующего
устройства. Для этой цели
можно рекомендовать
способ подстройки с
помощью короткозамкнутого
витка, как это сделано ,
например, в некоторых
стационарных антеннах. При
этом не следует всерьез
опасаться того, что
эффективность антенны от
этого, якобы, резко
уменьшится. Хорошо
сделанный
короткозамкнутый виток -
из полоски толстой медной
фольги шириной 15 ... 30 мм,
тщательно пропаянной в
месте стыка, обладает
очень малым
сопротивлением и
незначительно уменьшает
добротность системы. В
практическом плане нужно
позаботиться о том, чтобы
это кольцо располагалось
как можно ближе к виткам
катушки, было от нее хорошо
изолировано и могло с
небольшим усилием
перемещаться вдоль ее оси.
Ниже будет
проиллюстрирован процесс
настройки антенны таким
способом.
После закрепления антенны
снаружи дома нужно
повторить настроечные
манипуляции. В случае
особо некорректной
настройки внутри здания
может потребоваться как
изменение длины штыря, так
и перепайка точки отвода
согласующего устройства,
однако это не должно
вызывать трудностей с
учетом накопленного на
первом этапе опыта..
Рекомендуется настроить
антенну в резонанс в сетке
А и с помощью
короткозамкнутого витка
сместить его вверх по
частоте на нужный канал.
После завершения процесса
настройки нужно закрыть
согласующее устройство
кожухом и убедиться в
механической крепости
подвески и распорок.
Частотная характеристика
описанной антенны
приведена на рисунке 4.
Измерения проводились в
следующих условиях:
уровень мощности - 10 Вт (
р\ст. Dragon SY101 + PANDA 10ST),
КСВ-метр SWR-430.
На том же рисунке показана
характеристика антенны
"BOOMERANG-SYRIO -27A"( тип- GP,
общая длина 3.2 м). Их
сравнение убеждает в
определенных
преимуществах самодельной
антенны. При практических
испытаниях данная антенна,
будучи установленной на
уровне двадцатого этажа,
обеспечила прибавку по
приему дальних ( 55 ..65 км)
корреспондентов до 2
баллов по сравнению с
антенной, аналогичной
антенне "BOOMERANG-SYRIO".
И, в заключение, еще раз о
настройке антенны
короткозамкнутым витком.
На рисунке 5 показано
соответствующее изменение
частотной характеристики
описанной антенны при
неизменной длине штыря. Из
рисунка видно, что при
надвигании витка на
согласующее устройство
резонанс смещается в
нужном напрaвлении и
рабочая полоса антенны
несколько расширяется.
Рис
4. Сравнительные
характеристики антенн.
Рис.
5. Настройка антенны с
помощью КЗ-витка.
|
|